Пятница, Марта 29, 2024
   
Text Size

В Москве прошел двухдневный семинар «От воскресных школ к приходскому попечению о детях»

28-29 января 2019 года в Храме Христа Спасителя в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений прошел семинар «От воскресных школ к приходскому попечению о детях», посвященный вопросам реализации концепции системного попечения о детях на приходах с учетом принципов, изложенных в документе «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви». В работе семинара приняли участие руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерей Павел Рахлин и сотрудник отдела Михаил Проворков.

В первый день семинара были рассмотрены основные положения этого стратегического документа, а также логика развития приходского попечения о детях в соответствии с планом, изложенным в нем. Кроме того, был представлен анализ епархиальных отчетов о проведении совещаний по ознакомлению с дорожной картой.

На приходе должна быть выстроена система приходского попечения о детях с учетом рассмотрения комплексного присутствия детей в приходской общине. Руководитель Рабочей группы по развитию приходского попечения о детях иеромонах Геннадий (Войтишко) назвал ключевые проблемы современной ситуации в приходах, которые препятствуют созданию благорасположенной к детям приходской среды. Среди них: пастырская отстраненность от попечения о детях; комплекс психолого-педагогических ошибок; невовлеченность семьи в приходское попечение о детях; несоответствие реального образа жизни взрослых тому, о чем они говорят детям; зацикленность на школе и учебе и игнорирование других граней присутствия детей в Церкви.

Во второй день семинара была проведена углубленная работа с проблематикой базового структурного блока концепции, связанного с созданием на приходе максимально благоприятных условий для развития духовной жизни детей, и даны методологические рекомендации по развитию приходской среды в контексте попечения о детях.

«Наша цель — помочь раскрытию образа Божия в ребенке. Но прежде этого нам, работающим с детьми на приходах, необходимо задуматься о состоянии собственной духовной жизни; ответить на вопросы: «А какие у меня отношения со Христом? Кем Он является в моей жизни?»» — отметил ведущий семинара иеромонах Геннадий (Войтишко).

Священник описал антропологический портрет современного подростка, образ которого значительно изменился за последние 20 лет. В соответствии с этим кардинально меняется и роль взрослого человека в жизни ребенка, когда уже недостаточно быть для него просто передатчиком информации.

«Дети не нуждаются в нас как информаторах — для получения информации у них есть поисковые системы в Интернете. Подростки нуждаются в опыте понимания самих себя, опыте решения конфликтов и положительного взаимодействия с членами своих семей и друзьями, опыте взаимоотношений с Богом. Следовательно, ценными становятся те встречи и занятия, на которых дети вводятся в опыт религиозной жизни. И что действительно мы можем сделать для них — так это поделиться своим опытом церковной жизни, любви к Господу и Его Церкви. Наша задача как православных педагогов — передать детям смыслы», — подчеркнул иеромонах Геннадий (Войтишко).

Священник выделил комплекс серьезных вопросов, которые бросают вызов нашим детям и на которые им без помощи взрослого ответить очень сложно. Среди них — вопросы понимания и приятия себя, вопросы взаимодействия со сверстниками, со своей семьей, осознания себя в мире и мировоззренческие вопросы («В чем смысл моей жизни? Зачем я живу? Есть ли Бог? И если есть, почему Он именно в Православной Церкви?»).

Кроме того, есть блок проблем, остро стоящих перед детьми верующих родителей, или детьми, имеющими опыт жизни в Церкви с детства. Например, проблема разорванности образа жизни в школе и в храме, проблема позиции ребенка-христианина в детском коллективе, проблема внутренней религиозной самоидентификации, проблема осознанной личной молитвы к Богу, проблема роста от модели внешнего религиозного поведения к глубокой внутренней религиозной жизни, проблема сознательного переосмысления хорошо известных евангельских истин и другие.

В заключение семинара психотерапевт М.И. Козлова, преподаватель Российского православного университета, действительный член Профессиональной психиатрической лиги, представила метод трансактного анализа как один из возможных способов познания себя и мира. Этот метод может стать эффективным инструментом взаимодействия священника, приходского педагога с подростками и семьями на приходах.

Всего за два дня в семинаре приняло участие около 500 специалистов из большинства епархий Русской Православной Церкви.

Патриархия.ru/Пресс-служба Ярославской епархии

 

 

Powered by Web Agency

ФОТОРЕПОРТАЖИ

МЫ В КОНТАКТЕ

ОПРОС-ГОЛОСОВАНИЕ

необходимо-ли Вам ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?